Сколько зарабатывает репетитор иностранных языков?

Я высоквалифицированный преподаватель с огромным стажем работы в школе с углубленным обучением немецкому и отличными результатами ЕГЭ и всероссийских олимпиад. Мое репетиторство началось с обычных школьных дополнительных занятий со своими учениками. Само собой, бесплатных. Я жила поблизости, и собираться нам было удобнее у меня дома. О деньгах я в то время не думала: стаж был достаточный, хватало знаний на получение категории, повышающей учительскую зарплату почти вдвое, да и жизнь при социализме кардинально отличалась от сегодняшней.

«Мы им не платим, а они всё ходят и ходят!»

С наступлением 90-х резко изменилось материальное положение всех учителей: на работу мы ходили, детей учили, а деньги нам платить совсем перестали. Недаром появился анекдот, где предлагалось еще и замок на школу повесить, чтобы сознательные педагоги вообще не могли туда попасть. Приходилось получать свою скудную зарплату разом за полгода по суду. Инфляция изрядно ее обесценивала, и я вынуждена была проводить индивидуальные занятия на платной основе. Но не со своими учениками, а ребятами из других классов и школ.

Всякий опыт полезен

Как оказалось, бесплатные занятия принесли много пользы:

  1. Я поняла, что индивидуальное обучение дает более быстрый результат, чем обычные уроки. Мне было с чем сравнивать, ведь углубленно иностранные языки учат практически ежедневно целых 10-11 лет.
  2. Пришлось разработать собственные пособия на основе имевшихся учебников.
  3. Эти материалы и приобретенный опыт мне пригодились, когда пришлось заниматься репетиторством за деньги.
  4. Свои плоды принесли и успехи моих учеников при поступлении в профильные институты, а «сарафанное радио» поведало об этом всему городу.

Кому нужен репетитор иностранных языков?

Стаж репетиторства у меня сейчас превышает четверть века. На примере своего опыта могу подразделить всех нуждающихся в индивидуальных занятиях на несколько категорий:

  • абитуриенты факультетов иностранных языков;
  • старшеклассники, намеренные сдавать ОГЭ или ЕГЭ по этому предмету;
  • люди, желающие получить сертификат, позволяющий учиться в вузах за границей или переехать туда на ПМЖ;
  • школьники, которым нужно «исправить» четверную или полугодовую оценку;
  • ученики, поступающие с опозданием в специализированные классы, которым нужно срочно наверстать пропущенный материал;
  • студенты языковых и не языковых вузов;
  • взрослые люди, пытающиеся восстановить полученные когда-то знания или решившие с азов овладеть другим языком.

Все они приходят к репетиторам со своими проблемами, но далеко не у каждого получается достичь в языке желаемого уровня. В моей практике были случаи, когда у самих учащихся не было стимула для занятий – их просто заставляли родители, не понимающие, что иностранный язык нельзя освоить без желания. У других ребят не хватало терпения: им казалось, что пара-тройка уроков – и все будет в порядке, а к долговременному труду эти торопыги были не готовы. Взрослых же часто подводила нетренированная память.

На мой взгляд, особенно бессмысленно заниматься обучением школьников и студентов, которым нужен не репетитор, а человек, выполняющий за них домашние и контрольные работы. Хотя и в этой нише можно неплохо зарабатывать тем, кто язык более или менее знает, но не умеет учить других.

Кто занимается репетиторством

Вряд ли можно вычислить, сколько и каких репетиторов требуется в каждом конкретном городе. Всё зависит от региона, доходов местных жителей и количества специалистов, знающих иностранные языки. А желающих поправить таким путем свое материальное положение обычно хватает. Особенно часто этим занимаются люди, связанные по роду деятельности языками:

  1. Учителя средних школ, настоящие и бывшие.
  2. Преподаватели вузов.
  3. Студенты языковых факультетов.
  4. Выпускники лингвистических школ и гимназий.
  5. Инженеры и экономисты, учившие когда-то английский или немецкий в вузах и проходившие практику за рубежом.
  6. Переводчики.

В нашем городе (я живу на Урале), возможно, и существует жесткая конкуренция среди репетиторов по немецкому языку, но мне в этом отношении крупно повезло. Как известно, слухами земля полнится, а потому за все годы репетиторства мне ни разу не приходилось давать объявлений о поиске работы – люди узнавали мой телефон у коллег по школе, у бывших учеников, у их родителей и звонили сами.

Сколько зарабатывает репетитор иностранного языка в месяц?

Цены разных репетиторов за урок могут сильно отличаться. Некоторые намеренно запрашивают мало, надеясь таким способом найти больше учеников. Но большинство все-таки придерживается средних расценок своего города.

Я всегда подхожу к стоимости занятий дифференцировано, но труд свой ценю и слишком дешево не работаю. Безусловно, занятия с малышами по сложности отличаются от обучения старшеклассников и студентов. Однако урок с третьеклассником порой выматывает сильнее, чем осмысленная практика языка с человеком, повышающим свой уровень. Именно поэтому с малышами я занимаюсь в день не больше часа (45-60 минут). А со старшими – не меньше полутора часов (сдвоенные уроки по 45 минут с небольшим перерывом).

Сегодняшние конкретные цифры стоимости моих занятий:

  • с младшими школьниками (в зависимости от класса) 700-800 рублей за 45 минут;
  • с учениками средних классов 1000 рублей за 60 минут;
  • со старшеклассниками 1500 рублей за 90 минут;
  • со взрослыми (в зависимости от цели) не меньше 1500 рублей за 90 минут, но за бизнес-курс и другие сложные занятия – до 2000 рублей.

Меньше двух раз в неделю заниматься бессмысленно. Поначалу я старалась учить всех желающих. Заработка и раньше, когда цены были поменьше, хватало на нормальную жизнь и поездки за границу, в основном в Европу. Несколько раз посещала Германию, Швейцарию, Австрию. Была в Англии, Бельгии, во Франции, в Италии. Отдыхала в Испании, Черногории, на Кипре.

С годами я стала больше уставать и много учеников не набираю: сейчас у меня двое постоянных старшеклассников, двое взрослых предпринимателей и четверо малышей. Приходится составлять расписание своих уроков.

Если никто из учеников не болеет и нет каникул, то в неделю выходит примерно 20 тысяч, а в месяц – около 80. За первый квартал 2019 заработала репетиторством немного больше 200 тысяч. Доходы не гигантские, но вполне сопоставимые с самыми высокими заработками в нашем регионе.

В чем трудности занятия репетиторством?

Главной проблемой каждого человека, занимающегося репетиторством по школьным предметам, становится неравномерность количества уроков и связанного с этим дохода:

  1. Учащиеся, как правило, любят отдыхать в каникулы. Пожалуй, лишь перед приближающимися экзаменами им хочется ходить каждый день, чтобы почерпнуть за короткий срок как можно больше знаний.
  2. Порой непредсказуемо поведение учеников 5-8 классов. Подростки могут иногда просто прогуливать занятия, тратя родительские деньги на развлечения.
  3. Студенты и взрослые часто переносят время урока из-за собственных дел.

Кроме того, обучение иностранным языкам требует от преподавателя полной самоотдачи. Индивидуальные занятия даже более утомительны, чем уроки в классе. Репетитор ни в коем случае не должен «халтурить», поскольку это непременно скажется на результатах его учеников, а в дальнейшем – на количестве желающих совершенствовать свои знания.

Обязательное требование для репетитора – хорошее владение иностранным языком. Однако одно это еще не дает гарантии успеха. Процесс репетиторства, как и преподавания в учебном заведении, должен доставлять удовольствие, а не становиться нудной работой.

Советы будущим репетиторам. С чего начать?

Исходя из собственного опыта, хотелось бы пожелать всем, изучающим иностранные языки, заранее готовиться к этому нелегкому делу:

  • на уроках в школе и в университете, а также на занятиях с репетитором обращайте внимание на методы, которые использует ваш преподаватель;
  • фиксируйте себе названия пособий и фамилии авторов учебников;
  • сохраняйте все выполненные задания;
  • анализируйте свои результаты.

Всё это поможет вам в студенческие времена подработать, давая уроки школьникам, а иногда и своим однокурсникам.

Главный совет тем, кто уже приобрел достаточные знания языка, чтобы начать заниматься репетиторством – реально оценивайте свои возможности:

  • не беритесь за репетиторство, если вам не по душе работа учителя;
  • не занимайтесь этой работой, если в учениках вас раздражает отсутствие умений и навыков;
  • не надейтесь, что все получится само собой, готовьтесь к каждому занятию, подбирая заранее материал;
  • имейте всегда под рукой компьютер с выходом в интернет, где сейчас можно найти прекрасные упражнения для занятий;
  • освойте удаленные методы преподавания по скайпу – это поможет увеличить число учеников и, соответственно, заработок;
  • составляйте расписание занятий, указывая место и время проведения каждого урока.

Вам придется решить для себя, где вы будете заниматься: у себя или на дому у учащихся. У меня в этом отношении все сложилось удачно: к счастью, за все годы не пришлось ходить ни к одному ученику. Я всегда занимаюсь в своей квартире, где есть под рукой всё необходимое: учебники, сборники упражнений и собственные наработки, оформленные в печатном и электронном виде. Немаловажно для моих занятий и наличие быстрого устойчивого интернета для обычных уроков и занятий по скайпу.

Где начинающим репетиторам брать учеников?

Не бойтесь, что будет мало желающих осваивать языки: при том хаосе, который сейчас царит в образовании, вы без работы не останетесь. Особенно после введение с 2020 года обязательной для всех сдачи иностранного языка в отдельных регионах, а с 2022 – по всей стране.

Поиски учеников можно начать с подачи объявлений в бесплатные газеты. Постепенно будут обращаться и люди, которые узнали о вас от своих знакомых. Но, как бы вы ни нуждались в деньгах, пока это дополнительная работа, не стоит сильно увеличивать число занимающихся.

Хотелось бы также предупредить, что даже при большом желании работа репетитора может не ладиться. Виноваты в этом чаще всего субъективные факторы, в первую очередь – личные качества преподавателя:

  • нетерпеливость:
  • вспыльчивость;
  • быстрая утомляемость;
  • неумение находить подход к ученикам;
  • стремление любой ценой настоять на своем;
  • неорганизованность;
  • склонность к нравоучениям.

Поэтому очень важно постараться изжить в себе недостатки, препятствующие работе репетитора, которая в случае успеха будет давать вам не сухой кусок хлеба, а вкусный бутерброд с маслом и черной икрой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *